“Шахматы”

Группа Ижаева О.М, 8-10 лет (артикул 864)

Преподаватель: Ижаев Осман МанафовичВозраст: от 8 до 10 летПлан приема: от 10 до 15 человекГод обучения:  2020 — 2021 учебный годПериод обучения: 01.09.2020 — 25.05.2021 (68 часов)

Обучение оплачивается за счет бюджета.

Расписание занятий

  • пн
  • вт
  • ср
    • 13:30 — 14:15
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс

ЗАПИСЬ ПРИОСТАНОВЛЕНА

Программа направлена на развитие наглядно-образного мышления школьников.

  • способствует зарождению логического мышления;
  • воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость; 
  • обучает школьников принципам шахматной игры;
  • воспитывает  у них интерес и любовь к этой игре;
  • готовит воспитанников к дальнейшим ступеням развития;
  • создает условия для личностного и интеллектуального развития школьников;
  • формирует общую культуру посредством обучения игре в шахматы. 

 

 

ПЕДАГОГИ

Ижаев Осман Манафович-учитель истории и обществознания высшей категории.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1, 2. Вводное занятие. Что такое шахматы? Развитие шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. 

3, 4 .Шахматная доска. Поле боя и войско. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. 

5, 6. Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр презентации «Приключения в Шахматной стране». 

7, 8. «Способности фигур». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

9, 10. Ходы и взятие фигур. Шахматные мудрости. Работа со слайдами.

11, 12. Что такое вечный Шах и Пат. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическая игра «Первый шах». Что такое пат? Дидактическое задание «Мат или пат».

13, 14. Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее?».

15, 16. Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

17, 18. Ценность шахматных фигур. Способы защиты. 

19, 20. Пешки – охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие.

21, 22. Ладья против слона. «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов.

23, 24. Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения.

25, 26. Конь против ферзя, слона и ладьи. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения.

27, 28.Мат ферзем и мат ладьей. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

29, 30. Мат двумя слонами. Мат в один ход слоном, двумя слонами, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».

31, 32. Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).

33, 34. Типичные матовые финалы. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход»

35, 36. Рокировка и ее правила. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

37, 38. Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»,

39, 40. Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

41, 42. Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

43, 44. Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

45, 46. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Игровая практика.

47, 48. Ничья, пат. «Сделай ничью или пат». Игровая практика.

49, 50. Шахматный дебют. Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата».

51, 52. Шахматный дебют (продолжение). Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в 1 ход».

53, 54. Основы дебюта. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Защитись от мата.

55, 56. Основы Миттешпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

57, 58. Основы Миттешпиля. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическое задание «Выигрыш материала». 

59, 60, 61. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. 

62, 63. 64. Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

65.67.68.Заключительное занятие. Шахматный вечер «Что? Где? Когда?».

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель:   

-познакомить учащихся с историей игры в шахматы;

-дать теоретические знания по шахматной игре;

-рассказать о  правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения;

-прививать любовь и интерес к игре в шахматы,

-научить анализировать свои и чужие ошибки;

-развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость;

-ввести в мир логической красоты и образного мышления;

-расширить представления об окружающем мире.

 

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

К концу учебного года дети будут:

знать:

-шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,диагональ, центр, партнеры, начальное положение,  белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;      -названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

-правила хода и взятия каждой фигуры.                                                                          

уметь:

– ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
– правильно помещать шахматную доску между партнерами;
– правильно расставлять фигуры перед игрой;
– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
– рокировать;
– объявлять шах;
– ставить мат;

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Особых условий нет.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Материально-техническое.

· учебный кабинет;

· столы и стулья;

· комплекты шахматных досок,фигур;

· доски для международных шашек;

· шахматные часы;

· тетради;

· ручки.

СТОИМОСТЬ

Программа реализуется за счет бюджетных средств.